В ходе Второй мировой войны в Германии было создано огромное количество интереснейшего оружия. Многие из немецких «поделок» оказались, мягко говоря, спорными. Однако, сколько бы специалисты с подушечек не высмеивали машины вроде «Тигра», не отметить тот факт, что наплакались с ними и на востоке, и на западе – нельзя. Еще одной интереснейшей машиной была сверхтяжелая САУ «Jagdtiger». На что же она была способна?
До 1948 года не было танка способного выдержать выстрел Яги. |Фото: blogspot.com.
Сразу стоит отметить, что когда на просторах интернета слышишь «сказки» о том, как «Ягдтигр» за один бой завалил сразу 50 американских «Шерманов», можно сразу демонстративно хлопать себя рукой по лицу. И дело даже не в чудовищной эффективности немецких самоходчиков, а в том, что у «Jagdtiger» боекомплект составлял 40 снарядов. Тем не менее, все это не отменяет того факта, что машина у сумрачного арийского гения получилась как минимум интересной и заслуживающей внимания.
Дети лазят по брошенному Ягдтигру. |Фото: fotoload.ru.
Разработка «Яги» велась с 1942 по 1944 год на базе шасси танка «Тигр», о чем красноречиво подсказывает название боевой машины. Позиционировалась САУ как «охотник на танки», причем тяжелые танки армий союзников. Пускай и не богатая практика показала: оружие самоходки останавливает любой танк Советского Союза, Великобритании и США. Более того, дальнейшие испытания показали, что танка, способного выдержать выстрел этого чудовища, не существовало в мире до 1948 года. При этом «Яга» комплектовалась просто чудовищной лобовой броней, которая делал эту машину фактически неуязвимой для большинства танков и САУ союзников при выстрелах в лоб.
Американцы изучают захваченную Ягу. |Фото: YouTube.
Вооружен «Ягдтигр» был пушкой Pak 44 L/55 калибра 128 мм с длиной ствола равной 55 калибрам (7 044 мм). Боекомплект главного орудия составлял 40 снарядов. Углы вращения пушки составляли 10-15 градусов. В качестве дополнительного оружия использовался пулемет MG 34 под калибр 7.92 мм. Рубка танка защищалась 250-мм броней под 15 градусов. Верхняя лобовая часть машины защищалась 150-мм броней. Борта были прикрыты 80-мм брони.
Большая часть машин была просто брошена. |Фото: flickr.com.
Компоновка «Ядгтигра» была обычной для немецких машин: моторное отделение располагалось сзади, бортовое управление было в центре, а трансмиссия – спереди. Высматривать противников экипаж должен был в бинокулярный перископ Fahrerfernrohr K.F.F. 2 и монокулярный прицел K.Z.F. 2. Прицеливание из пушки осуществлялось при помощи прицела Winkelzielfernohr (W.Z.F.). Экипаж танка составлял 6 человек. В рабочий состав входили: механик-водитель, стрелок-радист, наводчик, два заряжающих и командир.
Произвести немцы успели всего 77 таких САУ. |Фото: gutberlet-ccc.com.
Как и многие другие «экстремальные поделки» Третьего Рейха, монструозный «Jagdtiger» имел совершенно конкретные уязвимые места и известные проблемы. Самоходная установка получилась очень тяжелой. В зависимости от комплектации масса составляла от 69.9 до 71.7 тонн. Для сравнения предшественник «Яги» танк «Тигр» весил 57 тонн, «Пантера» — 44.8 тонны, масса советского «охотника на танки» СУ-100 составляла 31.6 тонны, а Т-34-76 — от 26.5 до 30.4 тонн. Даже абсолютно чудовищная советская ИСУ-152 весила «всего» 46 тонн. Из огромной массы «Ягдтигра» произрастали те же самые проблемы, которые были и у «Тигра»: машина вязла в мягком грунте, ходовая часть САУ была постоянно перегружена, из-за чего случались частые поломки. Все это наслаивалось на то, что оснастили «Ягу» немцы тем же двигателем, что и оригинальный танк «Тигр» — Maybach HL 230 P45,12 с мощностью в 650 лошадиных сил при 2600 оборотах в минуту.
Хищник ставший добычей. ¦Фото: m.fotostrana.ru.
К счастью, произвести «Яги» в хоть сколь-нибудь представительном количестве немцы не успели. С 1944 по 1945 год выпустили их в количестве всего 77 штук. Все они были переброшены для использования на второй фронт против англо-американских войск. Немцы произвели бы еще, если бы союзники не разбомбили в ходе налетов авиации заводы, где делались эти «котята». В итоге значительного влияния на боевые действия САУ оказать не смогла. Во-первых, их было слишком мало. Во-вторых, давали о себе знать многочисленные проблемы с эксплуатацией самоходки. В-третьих, немецкие экипажи на тот момент не отличались ни должным уровнем навыков, ни должным уровнем мотивации. Что в свою очередь сказалось на боевых и не боевых потерях «Ягдтигров». Последнее в своих мемуарах подтверждает танкист-ас Отто Кариус, автор книги «Тигры в грязи».
Сегодня красиво смотрится в Кубинке. |Фото: ya.ru.
Однако, несмотря на все недостатки, стоит порадоваться за то, что немецкий сумрачный инженерный гений не имел возможности использовать потенциал своих разработок на полную катушку. Сегодня посмотреть на настоящую «Ягу» можно в Бронетанковом музее в Кубинке, который расположен в Московской области.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, для чего на башне немецкой «Пантеры» нужно странное отверстие.