Понедельник, 02 декабря, 2024

Родительский контроль: как не стать тираном в своей семье?

Откуда берутся уверенные в себе люди? Оттуда же, откуда и неуверенные, – из детства. Попробуем разобраться, как научить ребенка принимать решения и в то же время слушаться родителей и соблюдать правила поведения в обществе.

Когда ребенок маленький, без постоянного контроля обойтись сложно. Малыш еще не осознает свои действия, даже самые простые вещи ему даются с трудом. Он может закричать в неподходящем месте, выбежать на дорогу, играть с опасными предметами, он пока не умеет одеваться и даже есть без помощи родителей. Но по мере взросления дети становятся все более самостоятельными и эмоционально отдаляются от мам и пап.

Как считают психологи, уже шестилетний ребенок вполне может контролировать свое поведение. С достижением этого возраста и появляется проблема: в каких аспектах жизни сына или дочь нужно контролировать, а где предоставить им свободу действий? Что запрещать ребенку, а что – разрешать? Разумеется, детям нельзя предоставить полную свободу действий, но как не перегнуть палку?

Подход к воспитанию: две крайности

Психологи выделяют две крайности в поведении родителей:

1. Гиперопека, или гиперпротекция

Про гиперопеку слышал, наверное, каждый человек. Это чрезмерный уровень заботы, когда родители стараются окружить детей повышенным вниманием, ребенок становится центром жизни семьи. Даже если нет реальной необходимости, мать или отец все равно стремятся защищать ребенка от любых опасностей, контролировать каждый его шаг. Часто гиперопекающие родители потворствуют ребенку, удовлетворяя все его потребности, либо, напротив, игнорируют желания ребенка, считая, что знают все лучше за него.

В результате ребенок вырастает инфантильным, наивным, несамостоятельным.

2. Гипопротекция

В этом случае ребенок, наоборот, получает минимум внимания. У родителей либо постоянно «не доходят руки» до ребенка, либо его «воспитывают» лишь тогда, когда произойдет что-то серьезное. Ребенок не получает помощи даже в ситуациях, требующих присутствия или вмешательства взрослого. Дети в таких семьях вырастают безответственные, одинокие, не способные к сопереживанию и сочувствию. Часто такие дети не умеют видеть альтернативные пути решения проблем.

Вывод простой: в воспитании ребенка необходимо придерживаться золотой середины между полным контролем и предоставлением самостоятельности.

Типы родительского контроля

Типы родительского контроля вытекают из того, какой модели поведения придерживаются родители: гиперопеки, гипопротекции или же сбалансированной середины между ними.

1. Разрешающий контроль

При разрешающем контроле отсутствуют запреты, наказания и порицания. Родители всегда идут навстречу желаниям ребенка, даже если они не очень адекватны. К примеру, если ребенок попросит, то ему купят дорогой современный мобильный телефон, хотя большая часть функционала детям не нужна.

2. Умеренный контроль

В этом случае родители контролируют поведение детей, выстраивают систему запретов, но при этом ребенок имеет достаточно свободы для формирования собственных потребностей и удовлетворения желаний. Мать и отец проявляют твердость, настаивают на выполнении правил, но готовы обсуждать свои решения. Желания ребенка учитываются, но не являются законом для родителей. При таком типе родительского контроля ребенку купили бы мобильный телефон, но умеренной стоимости, с учетом возраста и, возможно, в виде награды или подарка к празднику.

3. Чрезмерный контроль

В случае чрезмерного контроля дочь или сын не имеют никакой свободы выбора, за него все решают родители. Поскольку желания детей и взрослых часто не совпадают, у ребенка может возникнуть внутренний конфликт, что ведет к психотравмам и неврозам во взрослом возрасте. При чрезмерном контроле у ребенка формируется зависимое поведение, ему сложно избежать манипуляций, принимать решения, делать выбор. Если рассматривать пример с покупкой мобильного телефона, то такие родители купят ребенку телефон только тогда, когда сочтут нужным, и той модели, которую выберут сами, не обращая внимания на просьбы и предпочтения ребенка.

Как и в случае с гиперопекой и гипопротекцией, первая и вторая формы контроля – крайности, которых следует избегать. Но сказать проще, чем сделать. Как прекратить опекать ребенка, когда в мире столько опасностей, а он такой маленький?

Что и когда можно разрешать детям?

В первую очередь постарайтесь руководствоваться интересами ребенка и здравым смыслом, а не собственным комфортом. К сожалению, очень многие запреты возникают, потому что родителям они удобны, а в результате за сэкономленные несколько минут ребенок расплачивается неуверенностью в себе, неприспособленностью к жизни и потерей контакта со взрослыми.

1. Не ограничивайте детей, когда они хотят проявить самостоятельность или независимость в быту и повседневной жизни. Ребенок может сказать, что хочет сделать что-либо сам, один – и стоит его в этом поддержать, даже если у вас получится быстрее завязать шнурок или нарисовать поздравительную открытку.

2. Ребенок спрашивает разрешения сделать что-то необычное? Взвесьте все «за» и «против». Что случится с вашим ребенком, если вы разрешите ему поступить так, как он хочет? Ничего страшного? Тогда и запрещать не нужно.

3. Помните, что дети имеют право испытывать эмоции, но малыши не всегда умеют проявлять их. Помогите маленькому человеку научиться выражать то, что он чувствует. Не говорите «нельзя злиться» или «мальчики не плачут». Если дети выражают эмоции некорректно, стоит помочь ребенку.

4. Ребенок имеет право от чего-то отказываться или чего-то не хотеть. Не заставляйте его соглашаться с вами во всем и любить то же, что и вы. Ребенку, как и взрослому, важно иметь свое мнение и уметь говорить «нет». Разрешите ему быть собой.

5. Позвольте сыну или дочери время от времени самим выбирать себе цвет и модель одежды, прическу, мультики или музыку. Пусть от самого ребенка зависит, чем он будет заниматься в свое свободное время. Если сын говорит, что хочет ходить на боксерскую секцию, дайте ему возможность заняться боксом, даже если вы мечтали, чтобы он играл на скрипке.

6. У детей должны быть личные границы. Не запрещайте им устанавливать их. Если ребенок поделился с вами своим секретом – храните тайну, не рассказывайте ее.

7. Разрешите ребенку помогать вам по мере возможности. Такая помощь стимулирует интерес к взрослой жизни, позволяет ребенку почувствовать себя нужным, что важно для детей.

Правила контроля

Естественно, контролировать и запрещать все равно придется. Нельзя разрешать вещи, которые угрожают здоровью и безопасности ребенка или других людей. Более того, важно сформировать у ребенка чувство ответственности, а без запретов и ограничений этого не сделать.

Наши советы помогут вам, когда придется сказать «нельзя»:

1. Помните, вы для ребенка – авторитет. Ведите себя осознанно, вдумчиво, так, как вы хотели бы, чтобы ребенок вел себя. Запрещая ребенку действительно опасные вещи, не делайте их сами! Например, не переходите дорогу на красный свет. Тогда ваши запреты будут работать.

2. Придерживайтесь четкой схемы запретов и правил поведения, и не нарушайте ее. Эти правила не должны зависеть от вашего настроения. Ребенок запомнит эту систему, так ему будет легче ориентироваться в том, что можно делать, а что нельзя.

3. Вместо повышения голоса и криков «немедленно прекрати!» спокойно объясните, почему так поступать нельзя. Будьте готовы к диалогу и обсуждению. Страх наказания дает лишь временный эффект в корректировке детского поведения. Важно, чтобы ребенок понимал, почему-то или иное действие под запретом.

4. Если вы наказываете ребенка, это должно происходить по причине его неправильного поведения, но не из-за возникшего у вас гнева. Педагоги считают, что наказания под воздействием эмоций недопустимы. Сначала успокойтесь, и только потом объясните ребенку, почему он поступил плохо и какое наказание его ждет за это.

5. Старайтесь разобраться в причине нарушения запретов. Если ребенок постоянно дерется, бесполезно говорить «драться нельзя». Постарайтесь выяснить, откуда берется такое желание, в чем причина агрессии, и работайте с ней.

И еще один важный момент. Запрещая что-то, ситуационно или в рамках системы правил, одновременно давайте разрешение на альтернативный поступок. Нельзя разрисовывать обои, но можно рисовать на листе ватмана, приколотом к стене. Нельзя есть мороженое и пончики каждое утро, но раз в месяц или по выходным можно устроить «завтрак для сладкоежек». Ребенок должен знать, что мир состоит не только из «нельзя» и «брось», но и из «можно», «я разрешаю».

Пусть наши советы помогут вам вырастить самостоятельного и счастливого человека!

А если вы хотите получить больше полезных советов о том, как обеспечить безопасность ребенка, и что делать в непредвиденной ситуации, –

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий