Воскресенье, 22 декабря, 2024

Тысячи квартир для саратовчан из воздуха — pushkin-stih.ru

За год в Саратовской области должно быть построено более 2 млн кв. метров жилья. Новые квартиры предназначены для переселенцев из ветхого жилья и сирот, десятилетиями ждущих свои квартиры. Такое обещание прозвучало во время недавнего визита в Саратов спикера Госдумы Вячеслава Володина. Но кому их воплощать?

Мы наш, мы новый мир построим

Светлое строительное будущее региону Вячеслав Володин обрисовал в ходе своей встречи с детьми-сиротами, которым по закону положено предоставлять жилье. Вот только некоторые из них ждут этого счастливого дня больше 10 лет. Спикер пообещал выпускникам детдомов 1,5 тыс. новых квартир только в этом году, а к 2023 году очередь на них должна исчезнуть. Если прибавить к этому еще 2 тыс. семей из аварийных домов, которые Саратов должен расселить с космической скоростью — за год вместо четырех, то регион обязан буквально на глазах покрыться подъемными кранами.

Однако на дворе середина марта, а строительного бума до сих пор не видно. Пока объявлен лишь один аукцион на 200-квартирный дом для переселенцев, так что еще больше 3 тыс. квартир возьмутся, по-видимому, из воздуха. При этом качество жилья, возводимого за бюджетные деньги, обязано быть, по мнению спикера Госдумы, очень высоким. Это должны быть не быстровозводимые панельные дома, которые саратовские власти до сих пор заказывали застройщикам, а классические кирпичные. Для этого Вячеслав Володин даже пообещал повысить стоимость квадратного метра, поскольку при расценках по 34 тыс. за «квадрат» желающих строить особенно не находится. Ведь на рынке жилья новостройки идут по 43 тыс. рублей за квадратный метр.

«Если мы закупочную стоимость увеличим под 40 тыс. рублей, их (застройщиков) уже будет намного больше — может, пять, может, шесть, может, придут с других регионов», — заявил Володин. «С других регионов», как показывает практика, к саратовскому берегу пока прибило только самарское ООО «С.И.Т.И», к качеству работ которого у прежних заказчиков накопилась масса вопросов. Благодаря протекции экс-министра строительства Самарской области Алексея Гришина компании удалось заработать на гостендерах более 8 млрд рублей. Но с уходом Гришина из региона и его последующим арестом «С.И.Т.И» впало в прострацию и начало оживать только в прошлом году с помощью саратовских заказов. Несмотря на запачканный бэкграунд, в Саратове варягам спокойно доверили кучу важных объектов — от достройки Дворца водных видов спорта до реконструкции Набережной Космонавтов. Однако жилым строительством эта контора плотно пока не занималась.

А потому вопрос — кто же будет строить заявленные 2 млн «квадратов», если в лучшие времена область вводила их не больше миллиона? Однако те золотые времена давно прошли, и сейчас местные застройщики чувствуют себя из рук вон плохо. Саратовских компаний, готовых взять на себя выполнение обещаний VIP-персон, остается все меньше, и те, кто еще недавно участвовал в выполнении социальных заказов, сошли со сцены или близки к этому.

«А» — упало, «Б» — пропало…

Яркий пример — группа компаний «Аркада» Алексея Березовского. Еще недавно это был успешный строительный холдинг, активно застраивавший поселок Юбилейный в Волжском районе Саратова. Там компании из пула Березовского успешно возводили целый микрорайон «Изумрудный». На крыше одного из домов «Аркады» в 2016 году даже собирал пресс-конференцию тогдашний глава регионального Минстроя Дмитрий Тепин.

Согласно данным ФНС, основные обороты приходятся на входившую в основанный Березовским холдинг компанию — ЗАО «Сартехстройинвест». В сравнительно благополучном для саратовских строителей 2017 году она имела 1,4 млрд рублей выручки. Итог 2019 года — 42,8 млн рублей. Сейчас компания находится в банкротстве, как и другие фирмы из пула «Аркады» — «Сартехстрой», ООО ГК «Аркада», производитель бетона ООО СПП «Аркада». Больше 600 работавших в холдинге людей выкинуты на улицу. Подкосили «Аркаду» те самые соцобъекты, которые регион поднимает на щит на каждой коллегии Минстроя. Считается, что началом конца стала школа в Солнечном-2. Стоила она более 700 млн рублей и строилась по довольно неоднозначной схеме: застройщик работал за свой счет, а заказчик выкупал готовый объект. В итоге школу Березовский возводил за счет банковского кредита. Нехватка оборотных средств привела к срыву сроков на других соцобъектах, а после разгромной критики от Вячеслава Володина Березовский лишился не только новых подрядов, но и депутатский мандат был вынужден сложить. На его компании посыпались банкротные иски, а микрорайон «Изумрудный» стал своему строителю памятником.

ООО «ТСУ «Энгельсстрой» Анны Сеноженской в ходе реализации проектов, инициированных опять же спикером Госдумы, уступало свои стройплощадки в Энгельсе конкурентам. Компания возводила и предуниверсариум, и известный дом в Елшанке для переселенцев из ветхого жилья. Во сколько они обошлись — неизвестно, их строительство оплачивалось через благотворительные фонды, что в принципе исключает прозрачность процесса.

Например, как сообщают местные СМИ, финансирование строительства инфекционной больницы в Саратове и служебного жилья для ее врачей и медперсонала, а также скорой медицинской помощи Ленинского и Кировского районов города, также инициированного спикером Госдумы, осуществляет специальный фонд, созданный коллективом опытных общественников во главе с председателем ОП Борисом Шинчуком. Он создавался сперва для строительства инфекционной больницы в Елшанке, но с 12 ноября 2020 года добавил в свое наименование также содействие строительству служебного жилья для врачей и медперсонала. В отличие от любых муниципальных или региональных структур, благотворительный фонд не обязан проводить тендеры. Так что какой подрядчик строит дома и на каких условиях, неизвестно до сих пор. Как и то, по чьим проектам эти работы ведутся. А ведь с Елшанки вся благотворительность только начинается. Уже известно, где фонд воткнет лопату в следующий раз — на землях НИИ Юго-Востока. Там должны строить дома для врачей и персонала будущего онкоцентра.

И едва ли на этот раз подрядчиком выступит «Энгельсстрой». Прошлым летом старейшего энгельсского застройщика практически утопил Дворец водных видов спорта. Сначала компанию выставили со стройки: региональный заказчик расторг с ней контракт, ставя в вину подрядчику просрочку выполнения работ. Следом за тем «Энгельсстрою» буквально приказали отказаться от уже выигранных заказов, а потом и Экономбанк с банкротным иском подоспел. В феврале процесс дошел до процедуры наблюдения. Недавно арбитражный суд признал правоту «Энгельсстроя» в ситуации с Дворцом водных видов спорта — областное управление капстроительства снабдило застройщика некачественной проектно-сметной документацией, так что компания работала фактически себе в убыток. Но вряд ли «Энгельсстрой», имеющий богатую полувековую историю, в ближайшее время вновь окажется на коне. По крайней мере, штат сотрудников, ранее насчитывавший более 200 человек, уже сокращен наполовину.

Покинул рынок и еще один крупный застройщик — АО «УМ-24». Он активно осваивал Заводской район, без проблем получая там землю под новые дома, обживал территорию бывшего авиазавода. В начале 2019 года у компании было второе место в регионе по объемам текущего строительства после «Шэлдома», а число сотрудников превышало 800 человек. Но именно в том году ее основателем Александром Осиповым было принято решение отказаться от жилого строительства, фирма была реорганизована, а с января 2020 года ушла в банкротство по инициативе ООО «Юридическая фирма «Себос».

Пример другого свежего банкротства — строительный холдинг ЖБК-3 Константина Колесниченко. Эта крупная группа компаний включала в себя завод по производству бетонных изделий, в совокупности в ней трудились под две тысячи человек, а выручка в 2017 году превышала 1,6 млрд рублей. Однако спустя два года, в 2019 году, она сократилась до 640 млн рублей, а в 2020 году было инициировано дело о банкротстве входивших в холдинг компаний.

…Кто остался на трубе?

Продолжают здравствовать в Саратове лишь те участники строительного рынка, которым каким-то образом удалось достичь баланса между госконтрактами и собственными проектами, или те, кто старается в закупках не участвовать вообще. Это «Саратовоблжилстрой», к основателю которого Леониду Писному прочно прикрепился эпитет депутат-строитель. Однако потери в выручке не миновали и его: его холдинг заработал 1,9 млрд рублей в 2017 году, а по итогам 2019 года — уже 1,4 млрд рублей. Не падает выручка лишь у таких корифеев рынка многоквартирных домов, как компании «Шэлдом» и «Кронверк». Но первая вообще не имеет госконтрактов, а вторая взялась за соцобъекты лишь в прошлом году. Очень похоже, что именно СК «Кронверк» Александра Шмидта власти бросят закрывать амбразуру — если, конечно, раньше в Саратов не примчатся застройщики из других регионов, обещанные спикером Госдумы. Из Брянска, например. В арьергарде застройщиков плетутся СК «Система» Дмитрия Дулепина, «ПДПстрой» энгельсского депутата Дмитрия Плеханова и СК «Межрегионстрой», близкая к облдепу Андрею Воробьеву. Эта троица сейчас активно окучивает тендеры по детсадам/школам/бассейнам, но вот массовым строительством многоквартирных домов они никогда не занимались. Да и с персоналом в этих компаниях явный напряг — по официальным данным на начало 2020 года в них трудилось лишь 44, 28 и 5 человек соответственно. И этим штатом выполнять заветы Володина по 2 млн «квадратов»?

Вот и получается, что саратовская «строительная поляна» всего за пару лет оказалась зачищенной. Докладывают ли об этом Вячеславу Володину его помощники — в том числе, депутат Госдумы Николай Панков, неясно. Возможно, в ходе визитов спикера Госдумы в родной регион ему больше говорят об успехах, чем о проблемах. Но не замечать серьезного кризиса, в который погрузилась саратовская строительная отрасль, дальше нельзя. Ведь кто-то же должен спасать программу расселения, и лучше, если налоги с федеральных миллиардов останутся в родном регионе, а не уйдут «налево».

Источник — ИА «Волга-Каспий»

Добавить комментарий