Открытие талантов и склонностей человека – это путешествие длиною в жизнь. Предлагаем несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку на этом пути.
Не торопите события!
Ставка на раннее развитие – главный тренд современного мира. Родителям кажется, что чем раньше они поймут, что «заложено» в ребенке и начнут эту склонность развивать, тем успешнее он станет в будущем. Но нейропсихологи считают, что это не так.
Существуют естественные стадии формирования мозга и психики, так называемая «ведущая деятельность» каждого возраста. Именно на развитие этой психической функции должна быть направлена вся основная энергия ребенка, иначе есть риск «собственными руками» довести ребенка до тревожности, истощения, спровоцировать агрессивное поведение, отсутствие социальных навыков и умения адаптироваться.
- До 1 года ведущая деятельность заключается в эмоциональном общении, ребенок учится проявлять и различать эмоции у близких взрослых.
- До 3 лет ребенок осваивает социальное общение и предметы как орудия.
- С 3 до 7 лет социальные отношения в сознании усложняются, появляется понятие ролей, мотивов и смыслов человеческого поведения. Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте – самые важные и увлекательные.
- В младшем школьном возрасте с 7 до 11 лет ведущей деятельностью становится учебная.
Уделяйте основное внимание именно «возрастным» занятиям, не заставляйте ребенка слишком рано делать то, что по возрасту ему еще сложно понять, и не лишайте социального развития.
Открывайте мир вместе
Станьте партнером своего ребенка во всех больших и малых открытиях. Показывайте ему разные стороны жизни и обсуждайте увиденное. Посещайте вместе музеи, мероприятия, представления – чем разнообразнее ваши маршруты, тем лучше. Смотрите вместе фильмы и мультики, читайте книги. Пробуйте разные игры: компьютерные, подвижные, настольные.
Во время всех занятий старайтесь подмечать, что нравится вашему ребенку, с чем он справляется лучше всего. За что хватается в первую очередь, когда есть свободное время? Что предпочитает: компанию других детей или одиночество? Шумные игры или тихие занятия? Это важные подсказки, которые помогут определить склонности.
Запоминайте свои наблюдения, но не спешите с выводами!
Дайте своему ребенку реальный выбор
Даже взрослые не всегда могут сразу определиться в своих предпочтениях, поэтому требовать от ребенка, чтобы он «точно знал, чего хочет», бессмысленно. Можно только предоставить ему возможность попробовать себя в том, что ему интересно. Как это правильно сделать?
- Отведите на одно занятие полгода. Детские психологи считают, что если заниматься вдумчиво и с хорошей отдачей, этого достаточно, чтобы понять, есть ли склонность к этому делу или нет. Дайте ребенку время и возможность распробовать, что происходит. Если после второго-третьего занятия ему кажется, что ничего не получится, поддержите его и попробуйте вместе разобраться, что идет не так.
- Не ждите сенсационных результатов. Многие занятия требуют долгого освоения «базы». Например, прежде чем начать рисовать картины, ребенок будет учиться штриховке, а музыкальная школа начинается не с «Лунной сонаты», а с гамм и сольфеджио. Поэтому смотрите, приносит ли ребенку удовольствие процесс, а не насколько гениален результат. Сравнивайте ребенка с его же умениями до начала занятий, а не с другими детьми.
- Не бойтесь бросать! Родители иногда жалеют «потраченного времени» и настаивают на продолжении занятий вопреки просьбам и желаниям ребенка. Посмотрите на ситуацию иначе: это время не потерянно зря, а использовано для разностороннего развития. Кроме того, у ребенка появится положительный опыт взвешенного отказа от деятельности, которую он попробовал, но решил не продолжать. В наше время, переполненное возможностями, это очень ценный навык.
- Смотрите с разных точек зрения на одно и то же. Если ребенок проявляет интерес к музыке, его отдают в музыкальную школу. Но что ему интересно на самом деле? Петь в хоре, играть на фортепиано, или он мечтает о собственной рок-группе? Это касается и спорта, и всего остального. Попробуйте «покрутить калейдоскоп», если с основным направлением все хорошо, а конкретная реализация пришлась не по душе.
Цените интересы своего ребенка
Родители обычно рассматривают «талант» как часть серьезной профессиональной области и делят их на крупные категории: музыка, спорт, математика. В этом случае есть риск упустить важные детали и связи. Кроме того, многие родители связывают склонности ребенка с будущей профессией и потому отвергают те занятия, которые кажутся им несерьезными.
Однако «врожденные таланты» могут быть применены сегодня в самых неожиданных форматах. Например, профессия океанолога может начаться с увлечения дайвингом и серфингом. Ведение блога может развить умение писать, снимать фото и видео, искать интересные сюжеты, а также принести умение решать конфликты, находить общий язык с разными людьми. Те же компьютерные игры увели талантливых детей в область графики, анимации, сочинения историй, глубокого изучения иностранных языков. Так что невозможно предсказать, во что могут трансформироваться природные склонности вашего ребенка!
Не ругайте интересы и увлечения сына или дочки, а наоборот, используйте их, чтобы научить ребенка настойчивости, последовательности и ответственности на примере того, что он уже любит.
И помните, что не всякое увлечение непременно должно превращаться в профессию.
Помните: ваш ребенок – это не вы
Чтобы выявить настоящие таланты вашего ребенка, а не заставить его исполнять ваши мечты, вам придется быть честными с собой. Это непросто, но это действительно лучшее, что вы можете сделать для своих детей.
Дайте своему ребенку пространство для развития. Тогда и ваш ребенок, и вы получите шанс прожить по-настоящему «свою» жизнь, остаться счастливыми и близкими друг к другу. К тому же если вы поймете, что ваш ребенок – отдельная, уникальная личность, лишь отчасти похожая на вас (совсем необязательно в точности похожая), вам будет легче понять, что ему действительно нравится, и помочь найти свой путь.
Хотите получить больше подсказок, как правильно действовать в различных ситуациях? Скачайте нашу
Источник: